Лента новостей

08:01
Вдруг все меняется. Прошли дни неприступных крепостей. Часов Яр уже считают потерянным, хотя русские еще не вошли в город. Готова ли Украина к переговорам о прекращении конфликта?
07:27
Леденящая душу угроза. На Западе испугались одной фразы Путина на инаугурации
05:49
Во Франции рассказали о смертельно опасных книгах
05:29
«Семерки»: советские эсминцы с картонными корпусами на гнилых заклепках?
05:19
Фюрер приказал: «Ни шагу назад!» Как советские войска штурмовали Севастополь
04:11
ФСБ рассекретила документы КГБ о преступлениях немецких фашистов в Донбассе
04:10
NYT: страны Евросоюза против передачи Украине своих средств ПВО
04:09
Глава Пентагона, выпрашивая деньги на вооружение, пугает сенаторов захватом Евросоюза российской армией
04:08
Эрдоган оценил шансы Запада на урегулирование конфликта на Украине мирным путём без России
04:07
The New York Times: часть мозга Кеннеди-младшего съел червь и умер
02:20
Крах третьего рейха и безумные фантазии Гитлера
00:10
Редкий Тарас доплывёт до середины Тисы
21:31
В МВФ признали экономический распад Pax Americana
21:21
Буря сорвала российский флаг — его быстро вернули на место простые подростки (ВИДЕО)
20:44
«Германское подполье»: политолог Михайлов оценил запрет ФРГ носить георгиевские ленты на День Победы
20:12
Май 1945 года: «кровавое воскресенье» Алжира
19:36
Глава Пентагона заявил о паузе в поставках оружия Израилю
19:35
Постпреды ЕС согласовали изъятие доходов от активов России ради помощи Украине
19:34
NYT: в мозге кандидата в президенты США Кеннеди-младшего нашли мертвого паразита
19:00
В Эстонии пожаловались на нелегальное обучение на русском языке в школах
18:39
Абсурд без границ: режим Зеленского похвалили за свободу прессы
18:31
Как на самом деле должна выглядеть «победа» России
18:24
Армения отказалась от финансирования ОДКБ
17:47
В Донбассе за сутки от атак ВСУ пострадали четверо гражданских
17:39
Десантный корабль на воздушной подушке Евгений Кочешков применил 30-мм арткомплексы
16:49
«Самая сильная дискредитации системы наград». Защитники Иванова принесли в суд четыре пакета с госнаградами коррупционера
16:37
Военнослужащие Ленинградского военного округа приняли участие в торжественно-траурной церемонии на Пискаревском кладбище
16:21
P-3C Orion выкатился за пределы ВПП в Японии
16:13
Индейцы выступили против добычи урана на их землях в США
16:05
В Польше возбудили дело о шпионаже против сбежавшего судьи Шмидта
15:37
Литовский парламент одобрил ввод войск на Украину
15:36
Из-за сокращения международной помощи Украина тратит золотовалютные резервы
15:30
Оборотни в рясах: как Фанар атакует Русское православие
15:16
Пентагон сменил главу Индо-Тихоокеанского командования
15:06
Разбился истребитель F-16С ВВС Сингапура
14:58
«Зеленский хочет свергнуть правительство в Грузии». В Тбилиси создадут базу данных радикальных элементов майдана
14:57
Чемпионат Украины по футболу на грани срыва. Военкомы мобилизуют футболистов
14:28
Россия возмущена отзывом посла Германии
14:20
Цвет трусов Трампа на выборы в США не повлияет
14:19
В Латвии за подключение и просмотр российских каналов можно оказаться в тюрьме
14:18
Еврокомиссия призвала страны ЕС запретить закупку белорусских алмазов, золота, газа и нефти
14:17
Московская городская дума лишила мандата депутата-иноагента за прогулы
14:16
Украинцев предупредили о блэкауте с 18:00 до 23:00
14:07
Путин утвердил основы госполитики в области исторического просвещения
13:45
Иран ставит для атомных проверок МАГАТЭ свои условия
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Технологии»Мифы о «Каспийском монстре»: почему экранопланы «не взлетели»

Мифы о «Каспийском монстре»: почему экранопланы «не взлетели»



Увидев на спутниковых снимках огромный силуэт уникального летательного аппарата, американцы ужаснулись и дали ему прозвище «Каспийский монстр», неправильно расшифровав кодовое название КМ (корабль-макет). «Несправедливо забытое детище гениальных конструкторов — экранопланы — были столь многообещающим техническим прорывом», что так ни разу и не вышли из стадии опытной эксплуатации за сто лет своей истории. Рассказываем, как разбивается о суровую реальность миф о революционных и универсальных «не-самолетах» и «не-кораблях».

Мифы о «Каспийском монстре»: почему экранопланы «не взлетели»

YouTube


Пожалуй, каждому, кто хоть краем глаза или уха интересовался оригинальными разработками советских инженеров, встречались высокопарные заявления, подобные тем, что указаны в начале первого абзаца. Кроме того, нередко всплывают утверждения, будто экранопланы и экранолеты не имели аналогов за рубежом, а их разработка была свернута лишь из-за подковерных дрязг в партийном руководстве. 

Миф первый — уникальность

Почему концепция экранопланов так и не сработала — проектов было множество, но ни один так и не стал успешным

YouTube

“Лунь”. Мог запускать противокорабельные ракеты “Москит” (шесть пусковых контейнеров на фюзеляже).

Основа всей концепции экранопланов — экранный эффект или граунд-эффект (ground effect). Он выражается в увеличении подъемной силы крыла при полете на небольшой высоте над ровной поверхностью. Его открыли независимо друг от друга почти все авиаторы, которые начали разрабатывать самолеты с низким расположением крыльев (низкопланы). Примерно тогда же, в 20-30-х годах XX века, и появились первые попытки его использовать, а не просто учитывать при пилотировании (а в авиации он чаще мешал, чем помогал).


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ





Эскизные проекты и даже прототипы той или иной степени проработки экранопланов и экранолетов (этот вариант может еще и как самолет летать) создавались во многих странах — например, в Германии, США, Финляндии. Однако они не получали финансирования по объективным причинам: авторы самых разных идей на эту тему так ни разу и не смогли представить мало-мальски внятных расчетов, какую задачу будет готовый летательный аппарат выполнять лучше, чем уже существующие транспортные средства.


Стоит заметить, что идея экранопланов даже в XXI веке будоражит умы не только отечественных инженеров и фанатов авиации. В Северной Америке, компания отличающаяся особенно теплым отношением к военным контрактам (тем более на какие-нибудь фантастические по сложности и размерам проекты) — Boeing — в самом начале 2000-х годов тоже предложила своего «монстра» в качестве скоростного средства переброски большого количества бронетехники и солдат через океан. Исполинский Pelican ULTRA, по идее, должен был весить, в зависимости от варианта конструкции 1 800, 3 000 или 4 500 тонн, из которых 30-40% приходились на полезную нагрузку.



РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ




Почему концепция экранопланов так и не сработала — проектов было множество, но ни один так и не стал успешным

YouTube

Очень странный Boeing Pelican ULTRA. Да, до наших дней он дошел только в виде моделек в компьютерных играх. Достаточно близких по внешнему облику к тому, что показывалось в презентациях.


Нет, это не шутка, несколько тысяч метрических тонн. Что на эту откровенную фантастику ответили в Минобороны и Конгрессе неизвестно, но в отчете о конкурсе, на который Boeing предложила данный концепт, «Пеликан» даже не упоминается.


Миф второй — универсальность


Экранопланы, как правило, заявляются в качестве средства избежать недостатков самолетов и кораблей одновременно. Причем, вне зависимости от того, какую сферу применения собирается закрывать разработчик конкретного изделия — гражданскую или военную.


Почему концепция экранопланов так и не сработала — проектов было множество, но ни один так и не стал успешным

YouTube

“Орленок” — единственный серийный экраноплан. Несмотря на целых пять построенных единиц, сведений о его практическом применении почти нет. При взлетной массе 140 тонн был способен перевозить 28 т на расстояние до 1 500 километров со скоростью 360 километров в час. Разработанный на 20 лет раньше самолет Ан-12 перевозил 21 тонну на 2-3 тысячи километров со скоростью 570 км/ч и мог эксплуатироваться с грунтовых аэродромов.



РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ




Они не требуют аэродрома для взлета, могут в случае неполадки просто сбросом газа сесть на воду и ждать помощи (а не упадут и разобьются). Наличие помимо маршевых двигателей еще и группы стартовых позволяет при отказе одного из них или даже нескольких спокойно продолжить полет. Грузоподъемность экранопланов выше, чем у самолетов. При этом, они быстрее кораблей в разы — при крейсерской скорости в 400-600 километров в час, они оставляют позади даже самые быстрые суда на воздушной подушке или подводных крыльях.


На деле, экранопланы, как и многие «гибриды технологий», скорее наследуют все недостатки «родителей», но не предлагают чего-то взамен. Им необходима такое же сложное, частое и высококвалифицированное обслуживание, как и самолетам. Значит, для них придется делать свои порты-аэродромы, без взлетно-посадочной полосы (ВПП), но со всей материально-технической базой. Кроме того, для экраноплана «взлетка» — это водная гладь (да, теоретически, может быть любая ровная поверхность, но на практике используют только воду), которая имеет неприятную особенность очень быстро менять свои свойства в зависимости от погодных условий.


При базировании на берегу моря или океана вполне легко может возникнуть ситуация, когда вылетая на рейс в штиль, экраноплан не сможет приводниться из-за высоких волн уже через пару часов. При этом, скорости все равно меньше, чем у самолетов, а наличие тяжелых «лишних» двигателей (стартовых) и дополнительного топлива для их работы во время взлета нивелирует экономический эффект от более высокой потенциальной эффективности аэродинамической схемы, работающей за счет экранного эффекта.



РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ




Почему концепция экранопланов так и не сработала — проектов было множество, но ни один так и не стал успешным

YouTube


С кораблями сравнение также не в пользу экранопланов. Суда выбираются в качестве транспортного средства не за скорость, а за экономичность — перевозка тонны груза по воде всегда будет самым дешевым способом ее перемещения. А даже примерные расчеты экономики перевозок на экранопланах, в лучшем случае, показывают стоимость транспортировки тонны груза на них ненамного дешевле (а то и дороже), чем на самолете.


Для применения в военных целях эти уникальные аппараты и вовсе не годятся. Незаметность на радарах за счет низкой высоты полета нивелируется этой самой высотой полета. РЛС корабля всегда будет выше, чем РЛС экраноплана и увидит его раньше, чем «революционная» атакующая единица. Если же речь идет об атаке с использованием данных, полученных от самолета ДРЛО, то никаких преимуществ перед истребителями или бомбардировщиками (ракетоносцами) у экраноплана опять же нет — он медленнее, дороже и требует собственной базы вместо аэродрома. При этом, он менее маневренный и является легчайшей целью для авиации противника без возможности что-то ей противопоставить.



РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ




Миф третий — успех


Как бы впечатляюще ни выглядели эскизы экранопланов, без каких-либо революционных разработок в сфере двигателестроения, конструкционных материалов или способов движения успеха иметь они не будут. Причин для этого масса.


В первую очередь, безопасность и экономичность. Самолеты не просто так летают на высоте 9-11 тысяч метров. Это оптимальный потолок с точки зрения плотности атмосферы (а, следственно и сопротивления воздуха), прочности конструкции для поддержания внутреннего давления и эффективности работы двигателей. Можно летать и выше, где еще меньше сопротивление среды, но тогда придется делать либо очень прочный (тяжелый и дорогой) корпус, либо выдавать всем пассажирам кислородные маски и скафандры.


Почему концепция экранопланов так и не сработала — проектов было множество, но ни один так и не стал успешным

YouTube

Сам обладатель звучного имени “Каспийский монстр” до наших дней сохранился лишь в виде рисунков и чертежей, найти его фото в открытых источниках практически невозможно. После 15 лет испытаний, он потерпел аварию и затонул. На его основе был разработан “Лунь”, который не только летал, но и ракеты пускал.


Экранопланы летают у самой земли, где воздух создает максимальное сопротивление, из чего следует повышенный расход топлива. Масса стартовых двигателей, которые на протяжении всего рейса, за исключением первых его минут, являются мертвым грузом, также уменьшает потенциальную грузоподъемность. Наконец, полеты у побережья или вдоль русел рек для экранопланов заказаны. Из-за птиц, линий электропередач и, как ни странно, необходимости маневрировать. Данный тип летательных аппаратов вынужден поворачивать по очень большому радиусу (несколько километров для «Луня» и КМ) — крениться, как это делают самолеты, они не могут из-за малой высоты полета.



РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ




Отдельная проблема — «зависимость» от погоды, которая гораздо выше, чем у самолетов: когда последние прекрасно взлетают и садятся, «революционное» транспортное средство уже вынуждено прятаться в укрытие уже при 4 баллах по шкале Бофорта. Что произойдет с экранопланом, если он на скорости 400-600 километров в час вдруг «поймает» волну, к счастью, не знает никто. Все потерянные на испытаниях машины ушли на дно без жертв и в результате ошибок пилотирования, которое, к слову, гораздо сложнее, чем привычная работа летчика.



Так почему же их все равно пытаются делать?


Почему концепция экранопланов так и не сработала — проектов было множество, но ни один так и не стал успешным

А-050 «Чайка» разработки Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева. Этот макет появляется на различных выставках с середины 2010-х годов


А кто запретит? Коммерческого эффекта они не снискали, но это не значит, что попытки устранить или обойти проблемы экранопланов нужно оставлять. Возможно, какой-нибудь энтузиаст найдет такое техническое решение, которое сделает их конкурентоспособными. И это будет замечательно. Главное, чтобы это делалось не в ущерб гораздо более важным разработкам, например, созданию современных экологичных и экономичных самолетов.


Кстати, у «Популярной механики» появился новый раздел «Блоги компаний». Если ваша организация хочет рассказать о том, чем занимается — напишите нам



Василий Парфенов


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх